Решение Смоленского областного суда от 21.08.2015 N 3-24/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими постановлений Администрации Смоленской области от 27.12.2013 N 1145 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы", от 27.12.2013 N 1161 "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области">



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. по делу № 3-24/2015

Смоленский областной суд, в составе:
председательствующего судьи Савушкиной О.С.,
при секретаре К.М.Д.
с участием прокурора Поповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Я.И.Д., М.О.В. и М.Н.Н. о признании недействующими нормативных правовых актов Администрации Смоленской области,

установил:

Я.И.Д., М.О.В., М.Н.Н. обратились в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов - постановления Администрации Смоленской области от (дата) № "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы" и постановления Администрации Смоленской области от (дата) № "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области", в связи с принятием которых у них как у собственников квартир в многоквартирных домах на территории города Смоленска с (дата) возникла обязанность производить ежемесячную уплату взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирных домах, ссылаясь на нарушение процедуры принятия данных нормативных правовых актов, в частности, указывают на нарушение правил их опубликования.
Так, по утверждению заявителей, информационный бюллетень "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от (дата) № (часть II), который содержит постановление Администрации Смоленской области от (дата) № (вместе с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы), был опубликован не (дата), а гораздо позже, предположительно в мае 2014 года, поскольку часть I указанного номера выпущена позднее его части II, а именно (дата), к тому же, порядковый номер заказа части II (N) больше порядкового номера заказа части I (N); справочная информационная система "Консультант Плюс" до (дата) не содержала информации об официальном опубликовании указанного нормативного правового акта, поскольку информация об этом не была передана Администрацией Смоленской области. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что постановление Администрации Смоленской области от (дата) № не было опубликовано (дата), при этом сведений о дате фактического опубликования данного нормативного правового акта не имеется. Ввиду того, что дата официального опубликования региональной программы капитального ремонта не установлена, определенный частью 3 статьи 169 ЖК РФ срок 8 месяцев, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе у заявителей, возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, не истек, и обязанность по уплате взносов не наступила.
Обосновывая заявленные требования о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от (дата) N, устанавливающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области в 2014 году, заявители ссылаются на то обстоятельство, что указанное постановление опубликовано в Гжатском вестнике № от (дата) информация об этом содержится в справочной информационной системе "КонсультантПлюс", однако указанный печатный орган не является в силу закона Смоленской области от (дата) № "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" официальным источником опубликования (л.д. 10-13 том 1).
В судебном заседании заявитель Я.И.Д., ее представитель О.И.В., являющийся одновременно представителем заявителей М.О.В. и М.Н.Н., заявленные требования поддержали.
Заявители М.О.В. и М.Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Смоленской области Р.Н.В. просила в удовлетворении заявления отказать, указав, что официальная публикация оспариваемых актов состоялась: постановление Администрации Смоленской области от (дата) № было опубликовано в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" № часть XII (дата), а постановление Администрации Смоленской области от (дата) № - в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" № часть II (дата); пояснила, что часть I указанного Вестника опубликована позже его части II из-за технической ошибки.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего на отсутствие правовых оснований для признания нормативных правовых актов недействующими, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Согласно подпункту 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 1 статьи 36 Устава Смоленской области, принятого Смоленской областной Думой 26 апреля 2001 года, Администрация Смоленской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области.
В силу пункта 3 статьи 45 Устава Смоленской области Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области. Пунктом 5 статьи 46 Устава Смоленской области установлено, что областные законы и иные нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные областные нормативные правовые акты вступают в силу и применяются в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 7 статьи 1 областного закона от 07.05.2002 № 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы" (далее - официальные источники). В редакции названного закона, действующей на момент опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, датой официального опубликования областного нормативного правового акта являлась дата выхода в свет (обозначенная на первой странице или на титульном листе) официального источника, в котором официально опубликован нормативный правовой акт. Согласно редакции закона Смоленской области от 10.07.2014 № 103-з, кроме указанной даты, датой официального опубликования областного нормативного правового акта является дата его первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Из дела усматривается, что заявители являются собственниками жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, расположенных в г. Смоленске: Я.И.Д. - квартиры № в доме № по ... (л.д. 28 том 1), М.О.В. - квартиры № в д. ... (л.д. 30 том 1), М.Н.Н. - квартиры № в д. ... (л.д. 29 том 1).
(Дата) Администрацией Смоленской области принято постановление № "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы", которым утверждена прилагаемая Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы (л.д. 153-242 том 1).
Указанное постановление официально опубликовано (дата) в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" № часть II 2014 год (л.д. 129-134 том 1).
Также (дата) Администрацией Смоленской области принято постановление № "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области", которым установлен на 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области в сумме <данные изъяты> рубля в месяц в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения (л.д. 152 том 1).
Указанное постановление официально опубликовано (дата) в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" № часть XII (л.д. 135-141 том 1).
Из ответа ООО "Смоленская городская типография" видно, что официальные даты публикаций информационных бюллетеней "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области": Вестника № части 1 - (дата), Вестника № части 2 - (дата), Вестника № части 12 - (дата) (л.д. 150 том 1).
При этом, доводы заявителей о публикации постановления Администрации Смоленской области от (дата) № только в Гжатском вестнике, как указано в справочной информации правовой системы "Консультант Плюс", необоснованы.
Доводы об отсутствии публикации постановления Администрации Смоленской области от (дата) № по тем основаниям, что часть II информационного бюллетеня "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" была подписана в печать ранее его части I (л.д. 197-202 том 2), но имеет больший номер заказа, чем номер заказа части I, правового значения для рассматриваемых требовании не имеет. Вместе с тем суд отмечает, что порядок подготовки и выпуска совместного информационного бюллетеня "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" предусмотрен Положением об информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от (дата) N, в котором установлено, что совместный информационный бюллетень издается не реже одного раза в месяц (пункт 1.3); содержание Вестника определяет редакционная коллегия Вестника (пункт 1.4); редакционная коллегия определяет тираж, структуру и тематику очередного выпуска Вестника, утверждает перечень нормативных правовых актов, подлежащих опубликованию в Вестнике (пункт 2.5); Вестник формируется редакционной коллегией исходя из объема поступающих на публикацию материалов (пункт 3.2); датой официального опубликования материалов, включенных в Вестник, является дата его подписания в печать, которая указывается на первой странице (пункт 3.3).
Таким образом, вопреки доводам заявления, порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен, поскольку они приняты полномочным органом, в соответствующей форме и официально опубликованы.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Содержание нормативных правовых актов заявители не оспаривают, указывают на то, что у них не наступила обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Выполняя требования пункта 24 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 6 статьи 168 Жилищного кодекса).
Из части 1 статьи 2 и статьи 5 Закона Смоленской области от 31 октября 2013 года № 114-з "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" усматривается, что к полномочиям Администрации Смоленской области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится утверждение региональной программы капитального ремонта и установление минимального размера взноса на капитальный ремонт; минимальный размер взноса устанавливается на каждый очередной год реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 31 декабря года, предшествующего году, на который он устанавливается. Согласно части 4 статьи 3 указанного закона Администрация Смоленской области утверждает региональную программу капитального ремонта не позднее 31 декабря 2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Многоквартирные дома, в которых расположены квартиры заявителей, включены в утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от (дата) № Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы (л.д. 170 оборот, л.д. 190 оборот, л.д. 192 том 1).
С учетом установленных по делу обстоятельств, утверждения заявителей о том, что у них не возникла обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт основано на неправильном толковании норм материального права. Нарушений прав и законных интересов заявителей при рассмотрении данного дела не установлено.
Таким образом, в связи с установлением судом отсутствия нарушения процедуры принятия нормативных правовых актов - постановления Администрации Смоленской области от (дата) № "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы" и постановления Администрации Смоленской области от (дата) № "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области", отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителей, отсутствия противоречия положений оспариваемых нормативных правовых актов федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Я.И.Д., М.О.В. и М.Н.Н. о признании недействующими нормативных правовых актов - постановления Администрации Смоленской области от (дата) № "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы" и постановления Администрации Смоленской области от (дата) № "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
О.С.САВУШКИНА


------------------------------------------------------------------