Апелляционное определение Смоленского областного суда от 18.08.2015 N 33-2738 <Об отмене решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 21.05.2015 и признании недействующими генерального плана города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 N 260 "Об утверждении генерального плана г. Смоленска", решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490" в части включения земельных участков по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 25, в границы территориальной зоны Р2>



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу № 33-2738

Судья Шевцова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе -
Председательствующего: Малькова А.Г.,
Судей: Ивановой О.Е., Гузенковой Н.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, судебная коллегия

установила:

ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 22.09.1998 г. "Об утверждении Генерального плана г. Смоленска" и решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в части включения принадлежащих Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0030102:70, 67:27:0030102:71, 67:27:0030102:72, 67:27:3300102:73, 67:27:0030102:74, 67:27:0030102:76, 67:27:0030102:77, 67:27:0030102:78, расположенных по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 25, в границы территориальной зоны Р2 - зоны парков, набережных, скверов, ботанического сада, указав, что названные нормативные акты органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства, приняты без учета существующего фактического землепользования, и нарушают права Общества на использование упомянутых участков в соответствии с их разрешенным использованием - под производственную базу.
ООО "Торговый Дом "Мир Текстиля" обратилось в суд с аналогичным заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 22.09.1998 г. "Об утверждении Генерального плана г. Смоленска" и решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в части включения принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030102:75, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 25, в границы территориальной зоны Р2 - зоны парков, набережных, скверов, ботанического сада, указав, что названные нормативные акты органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства, приняты без учета существующего фактического землепользования, и нарушают права Общества на использование упомянутого участка в соответствии с его разрешенным использованием - под производственную базу.
Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13.04.2015 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Уточнив требования, ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" и ООО "Торговый Дом "Мир Текстиля", просили признать недействующими: генеральный план города Смоленска, утвержденный решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 г. № 260 в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 г. № 1347, решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490", в части включения земельных участков по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 25 в границы территориальной зоны Р2 (зона парков, набережных, скверов, ботанического сада).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 мая 2015 года требования заявителей оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ЗАО "Чулочная фабрика" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не основаны на юридически значимых обстоятельствах дела и противоречат нормам материального права.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установленном судом, решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 г. № 260 утвержден генеральный план города Смоленска.
Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия" от 23.03.2007 г. за № 2.
Постановлением первого заместителя мэра г. Смоленска от 30.07.1993 г. № 430 ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 40200 кв. м по ул. Соболева г. Смоленска под производственную базу; выдан государственный акт на землю СМО-1-Г-3 № 03551 (л.д. 11 - 13 - т. 1).
Постановлением Главы г. Смоленска от 23.06.2006 г. № 1720 уточнены границы указанного земельного участка, площадь которого составила 38854 кв. м, участок поставлен на кадастровый учет под номером 67:27:003 01 02:0009 (л.д. 14 - 15 - т. 1).
23.10.2006 г. муниципальное образование г. Смоленск и ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" заключило договор купли-продажи упомянутого участка (л.д. 16 - 18 - т. 1). Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 01 02:0009 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 67:27:0030102:70, 67:27:0030102:71, 67:27:0030102:72, 67:27:0030102:73, 67:27:0030102:74, 67:27:0030102:75, 67:27:0030102:76, 67:27:0030102:77, 67:27:0030102:78, площадью 1538 кв. м, 6342 кв. м, 3852 кв. м, 3800 кв. м, 6319 кв. м, 3205 кв. м, 6055 кв. м, 4316 кв. м, 3427 кв. м соответственно (л.д. 19 - 62 - т. 1).
Согласно кадастровым выпискам, все названные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под производственной базой.
По договору купли-продажи от 30.10.2013 г. ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" продало земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030102:75 площадью 3205 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственной базой, и находящийся на нем объект незавершенного строительства производственного корпуса № 2 площадью застройки 1534,7 кв. м, степенью готовности 88%, ООО "Торговый Дом "Мир текстиля", который наряду с ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" входит в ООО "Группа компаний "Фениче" и занимается производством чулочно-носочных изделий, трикотажных изделий, оптовой торговлей одеждой, в том числе нательным бельем (л.д. 209 - 212 - т. 1).
Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 г. № 1347 в генеральный план г. Смоленска, утвержденный решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998 г. № 260 в соответствии с проектом по внесению изменений в генеральный план города Смоленска, разработанным ОАО "Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов" (город Санкт-Петербург), внесены изменения. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.
Названное выше решение опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г. Смоленска - газете "Смоленские городские известия", № 12 (45) от 30 декабря 2009 г. с указанием о размещении приложений № 1 - 16 на официальном сайте Администрации г. Смоленска (л.д. 62 - 64).
Генеральным планом города Смоленска, утвержденным решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998 г. № 260 принадлежащие заявителям участки был отнесены к производственной зоне, предназначенной для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно же Генеральному плану города Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета III созыва от 22.12.2009 г. № 1347 предприятия, расположенные на прибрежной территории реки Днепр определены под вынос или перепрофилирование. Функциональное использование территории, в границах которой расположены принадлежащие заявителям земельные участки - рекреационное.
Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 № 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия".
Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 № 490" в названные Правила внесены оспариваемые изменения.
Рассмотрев требования, суд в решении указал на то, что новое правовое регулирование не нарушает права заявителей, компетенция и процедура принятия нормативных правовых актов не нарушена.
С такими выводами суда, судебная коллегия согласиться не может, так как они сделаны без учета всех обстоятельств дела и требований закона.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий, утверждение которых отнесено законом (п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании ч. ч. 2 - 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Между тем, в силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Указанные положения федерального законодательства, при принятии нового правового регулирования заинтересованными лицами не учтены в силу следующего.
Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что земельные участки принадлежат заявителям на праве собственности, поставлены на государственный кадастровый учет и по данным данного учета они относятся к землям населенных пунктов и их разрешенным использованием является "под производственную зону". Решение об изъятии земельных участков, выкупе имущества, переносе производства, сроков этих действий, до настоящего времени не принято, и как пояснил представитель администрации г. Смоленска такие действия не планируются, финансирование не предусмотрено.
ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" использует земельные участки по указанному назначению с 1952 года, на них расположены производственные здания, фабрика является крупнейшим предприятием в отрасли легкой промышленности, занимает первое место в стране в сегменте чулочно-носочной продукции, дает занятость более тысячи рабочих и служащих.
Кроме того, оспариваемый в части нормативный акт, равно как и любой иной нормативный акт, имеет строго определенные предмет и цели правового регулирования. В целях правового регулирования реализуются задачи по достижению общественного блага, установлению такой модели правового регулирования, которая бы делала данное общественное благо реализуемым и доступным для лиц, в интересах которых новая модель правового регулирования введена. Цели правового регулирования, лежащие в основе нормативного акта, должны быть достижимыми и исполнимыми.
В нормативных актах любого уровня должны соблюдаться конституционные принципы равенства и справедливости, обеспечиваться баланс конституционно значимых целей и ценностей (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П). Правовое регулирование во всяком случае не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П). К иным конституционным принципам, согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, относятся соразмерность и вытекающие из нее адекватность и пропорциональность ограничения прав.
В той части, в которой нормативный акт должен обеспечивать соблюдение баланса частных и публичных интересов, ограничение прав собственника земельного участка может считаться обоснованным, справедливым и адекватным лишь в случае, если в результате исполнения нормативных предписаний этого акта иные лица (в данном случае - жители города Смоленска) реально получают то общественное благо, ради которого ограничение прав собственников (ЗАО "Смоленская чулочная фабрика", ООО "Мир текстиля") установлено.
Как следует из содержания оспариваемого нормативного акта, целью его принятия является создание на месте земельных участков, находящихся в собственности ЗАО "Смоленская чулочная фабрика", ООО "Мир текстиля" зоны парков, набережных, скверов, ботанического сада. Вместе с тем, такая цель не может быть реализована без изъятия земельных участков из собственности заявителей, поскольку создание на территории производственного предприятия рекреационной зоны для жителей города Смоленска, применительно к данному конкретному случаю, неизбежно приведет к невозможности ведения собственником земли своей основной производственной деятельности.
Таким образом, генеральный план в оспариваемой части не предполагает его реализацию, внесенными изменениями в ПЗЗ не достигаются цели правового регулирования, которые должны быть достижимыми и исполнимыми, а права заявителей по осуществлению правомочий собственников имущества (земельных участков, зданий и сооружений, расположенных на них), являются очевидно нарушенными.
Утверждение суда, что принятие оспариваемых изменений в Правила землепользования и застройки не исключает возможность использования заявителями земельных участков по целевому назначению без ограничения времени, безосновательно; доказательств этому органом, принявшим нормативный правовой акт, не представлено; когда как напротив заявителями представлены доказательства ограничения прав заявителей в виду невозможности согласования действий по реконструкции и строительству зданий на принадлежащих им земельных участках.
Ссылка суда на соблюдение порядка принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки не опровергает доводы заявителей о том, что нормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает их права и сама по себе не может являться самостоятельным правовым основаниям для отказа в удовлетворении требований.
В виду изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения (п. 2 ч. 1 ст. 328, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 мая 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать недействующими: генеральный план города Смоленска, утвержденный решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 г. № 260 в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 г. № 1347, решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490", в части включения земельных участков по адресу: г. Смоленск, ул. Соболева, д. 25 в границы территориальной зоны Р2.


------------------------------------------------------------------