Апелляционное определение Смоленского областного суда от 18.08.2015 N 33-2830 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 04.06.2015, которым было удовлетворено заявление о признании частично незаконным решения Смоленского городского Совета от 19.12.2014 N 1312 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Смоленска на 2015 - 2017 годы">
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу № 33-2830
Судья Киселев К.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Туникене М.В.,
судей: Чеченкиной Е.А. и Савушкиной О.С.,
при секретаре: С.О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе Смоленского городского Совета на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 июня 2015,
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения представителя Смоленского городского Совета С.О.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора отдела Смоленской областной прокуратуры Поповой Е.В. относительно жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска (далее по тексту - Прокурор) обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта Смоленского городского Совета, в обоснование указав, что решением 68-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 19.12.2014 № 1312 утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Смоленска на 2015 - 2017 годы, в перечень которого включены объекты - СМУП "Стоматологическая поликлиника № 4", здание танцевального зала "Молодость" и МУП "Комбинат студенческого питания". Вместе с тем, в соответствии с положениями ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" вышеуказанные объекты приватизации не подлежат, поскольку должны использоваться по назначению в качестве объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, а также объектов социальной инфраструктуры для детей, соответственно. Кроме того, здание танцевального зала "Молодость" входит в состав МБУК "Центр культуры" на праве оперативного управления, поэтому не подлежит приватизации отдельно от имущественного комплекса данного унитарного предприятия. В этой связи Прокурор просил признать решение Смоленского городского Совета от 19.12.2014 № 1312 в части включения в перечень приватизации вышеназванных объектов незаконным и недействительным.
В судебном заседании помощник Прокурора Накцева И.С. заявление поддержала в полном объеме.
Представители заинтересованного лица - Смоленского городского Совета Ш.Е.С. и С.О.О. требования не признали, полагая, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят в установленном законом порядке, прав и охраняемых законом интересов РФ и неопределенного круга лиц не нарушает.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамента Смоленской области по здравоохранению, которые о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 04.06.2015 заявление Прокурора удовлетворено частично: решение 68-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 19.12.2014 № 1312 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества г. Смоленска на 2015 - 2017 годы" в части включения в перечни объектов, подлежащих приватизации, СМУП "Стоматологическая поликлиника № 4" и танцевального здания "Молодость" признано незаконным и недействительным.
В апелляционной жалобе Смоленский городской Совет просит решение суда в части удовлетворения заявления по объекту - танцевальный зал "Молодость" отменить и принять в этой части новое - об отказе Прокурору в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права.
Поскольку решение суда в остальной части не обжалуется, то оно, в силу статьи 327.1 ГПК РФ, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из вышеизложенного следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствия его закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2) нарушения им гражданских прав и охраняемых законом интересов государства, юридического лица и (или) физического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов установлен положениями главы 25 ГПК РФ, регламентирующих производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как следует из материалов дела, решением 68-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 19.12.2014 № 1312, опубликованным в газете "Смоленские городские известия", утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Смоленска на 2015 - 2017 годы. Пунктом 1 данного перечня к объектам недвижимого имущества, которые планируется приватизировать в 2015 - 2017 годах, отнесено здание танцевального зала "Молодость", общей площадью 1280,7 кв. м, с земельным участком 3143 кв. м, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 18.
В соответствии со ст. 30 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых; объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения; объектов социальной инфраструктуры для детей.
Здание танцевального зала "Молодость" находилось в оперативном управлении МБУК "Центр культуры", являющегося некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг (выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры на территории г. Смоленска.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 14.11.2014 № 1988-адм здание танцевального зала "Молодость" изъято из оперативного управления МБУК "Центр культуры", передано в муниципальную казну города, что означает его отнесение к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.
С 2013 года в здании ведутся ремонтные работы, в связи с чем оно не эксплуатируется, никаких культурно-творческих мероприятий в нем не проводится.
Вместе с тем, судом бесспорно установлено, что в период, предшествующий началу ремонтных работ, в здании танцевального зала "Молодость" реализован ряд культурно-социальных проектов, отвечающих его целям, задачам и предмету деятельности как объекту в сфере культуры.
Факт целевого назначения и отнесения спорного здания к объектам культуры после исключения из состава имущественного комплекса МБУК "Центр культуры" и использования данного здания по назначению до начала ремонтных работ, представители Смоленского городского Совета в судебном заседании не оспаривали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное здание является объектом культуры, которое используется для обслуживания и удовлетворения потребностей жителей муниципального образования города Смоленска и несмотря на исключение из состава имущественного комплекса унитарного предприятия приватизации не подлежит в силу прямого указания в ст. 30 ФЗ № 178.
Длительная реконструкция спорного объекта и выполнение в нем ремонтных работ не прекращает его целевого использования, а лишь приостанавливает таковое, что не исключает использование здания по назначению в смысле, придаваемом ему ст. 30 ФЗ № 178.
Судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что на момент утверждения прогнозного плана (19.12.2014) и обращения Прокурора с заявлением об исключении здания танцевального зала "Молодость" из состава приватизируемого имущества (11.03.2015), право оперативного управления на него у МБУК "Центр культуры" регистрирующим органом не прекращено.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 июня 2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смоленского городского Совета - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу № 33-2830
Судья Киселев К.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Туникене М.В.,
судей: Чеченкиной Е.А. и Савушкиной О.С.,
при секретаре: С.О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе Смоленского городского Совета на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 июня 2015,
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения представителя Смоленского городского Совета С.О.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора отдела Смоленской областной прокуратуры Поповой Е.В. относительно жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска (далее по тексту - Прокурор) обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта Смоленского городского Совета, в обоснование указав, что решением 68-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 19.12.2014 № 1312 утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Смоленска на 2015 - 2017 годы, в перечень которого включены объекты - СМУП "Стоматологическая поликлиника № 4", здание танцевального зала "Молодость" и МУП "Комбинат студенческого питания". Вместе с тем, в соответствии с положениями ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" вышеуказанные объекты приватизации не подлежат, поскольку должны использоваться по назначению в качестве объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, а также объектов социальной инфраструктуры для детей, соответственно. Кроме того, здание танцевального зала "Молодость" входит в состав МБУК "Центр культуры" на праве оперативного управления, поэтому не подлежит приватизации отдельно от имущественного комплекса данного унитарного предприятия. В этой связи Прокурор просил признать решение Смоленского городского Совета от 19.12.2014 № 1312 в части включения в перечень приватизации вышеназванных объектов незаконным и недействительным.
В судебном заседании помощник Прокурора Накцева И.С. заявление поддержала в полном объеме.
Представители заинтересованного лица - Смоленского городского Совета Ш.Е.С. и С.О.О. требования не признали, полагая, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят в установленном законом порядке, прав и охраняемых законом интересов РФ и неопределенного круга лиц не нарушает.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамента Смоленской области по здравоохранению, которые о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 04.06.2015 заявление Прокурора удовлетворено частично: решение 68-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 19.12.2014 № 1312 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества г. Смоленска на 2015 - 2017 годы" в части включения в перечни объектов, подлежащих приватизации, СМУП "Стоматологическая поликлиника № 4" и танцевального здания "Молодость" признано незаконным и недействительным.
В апелляционной жалобе Смоленский городской Совет просит решение суда в части удовлетворения заявления по объекту - танцевальный зал "Молодость" отменить и принять в этой части новое - об отказе Прокурору в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права.
Поскольку решение суда в остальной части не обжалуется, то оно, в силу статьи 327.1 ГПК РФ, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из вышеизложенного следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствия его закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2) нарушения им гражданских прав и охраняемых законом интересов государства, юридического лица и (или) физического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов установлен положениями главы 25 ГПК РФ, регламентирующих производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как следует из материалов дела, решением 68-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 19.12.2014 № 1312, опубликованным в газете "Смоленские городские известия", утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Смоленска на 2015 - 2017 годы. Пунктом 1 данного перечня к объектам недвижимого имущества, которые планируется приватизировать в 2015 - 2017 годах, отнесено здание танцевального зала "Молодость", общей площадью 1280,7 кв. м, с земельным участком 3143 кв. м, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 18.
В соответствии со ст. 30 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых; объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения; объектов социальной инфраструктуры для детей.
Здание танцевального зала "Молодость" находилось в оперативном управлении МБУК "Центр культуры", являющегося некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг (выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры на территории г. Смоленска.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 14.11.2014 № 1988-адм здание танцевального зала "Молодость" изъято из оперативного управления МБУК "Центр культуры", передано в муниципальную казну города, что означает его отнесение к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.
С 2013 года в здании ведутся ремонтные работы, в связи с чем оно не эксплуатируется, никаких культурно-творческих мероприятий в нем не проводится.
Вместе с тем, судом бесспорно установлено, что в период, предшествующий началу ремонтных работ, в здании танцевального зала "Молодость" реализован ряд культурно-социальных проектов, отвечающих его целям, задачам и предмету деятельности как объекту в сфере культуры.
Факт целевого назначения и отнесения спорного здания к объектам культуры после исключения из состава имущественного комплекса МБУК "Центр культуры" и использования данного здания по назначению до начала ремонтных работ, представители Смоленского городского Совета в судебном заседании не оспаривали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное здание является объектом культуры, которое используется для обслуживания и удовлетворения потребностей жителей муниципального образования города Смоленска и несмотря на исключение из состава имущественного комплекса унитарного предприятия приватизации не подлежит в силу прямого указания в ст. 30 ФЗ № 178.
Длительная реконструкция спорного объекта и выполнение в нем ремонтных работ не прекращает его целевого использования, а лишь приостанавливает таковое, что не исключает использование здания по назначению в смысле, придаваемом ему ст. 30 ФЗ № 178.
Судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что на момент утверждения прогнозного плана (19.12.2014) и обращения Прокурора с заявлением об исключении здания танцевального зала "Молодость" из состава приватизируемого имущества (11.03.2015), право оперативного управления на него у МБУК "Центр культуры" регистрирующим органом не прекращено.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 июня 2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смоленского городского Совета - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------